Отчет о работе комитета по топливам и смазочным материалам за 2019 год

30-31 января 2019 года на базе АО «ВНИИ НП» состоялось выездное совещание сетевой группы ПАО «НК «Роснефть» «Качество и безопасность продукции».

30 января прошло закрытое совещание по основным результатам деятельности по качеству и безопасности продукции за 2018 год и обсуждение задач на 2019 год в обществах группы.

31 января прошло открытое совещание в форме конференции, на которой присутствовали участники сетевой группы по качеству: представители НПЗ ОГ (КомсНПЗ, АНХК, Ачинский НПЗ, СызрНПЗ, РНПК, Туапсинский НПЗ, ННПО, ПурНП, СтрНПЗ, ЯНОС), Департамента нефтепереработки ПАО «НК «Роснефть», представители ученого совета АО «ВНИИ НП», руководители института и представители ведущих отделов, а также приглашенные гости.

С докладом о современном состоянии и перспективах развития процессов нефтепереработки на НПЗ Компании выступил заместитель Генерального директора по науке АО «ВНИИ НП» П.А. Никульшин. Он рассказал о ключевых направлениях деятельности АО «ВНИИ НП» в настоящее время: научных исследованиях и разработках в области технологий и продуктов нефтепереработки, стандартизации и метрологи, малотоннажном производстве масел и присадок, патентно-лицензионной деятельности, инжиниринговых услугах, технологическом бенчмаркинге. Были озвучены компетенции ВНИИ НП в различных областях нефтепереработки и основные достижения за отчетный период: постановка на промышленное производство с проведением квалификационных испытаний автомобильного бензина АИ-95 Евро-6 производства АО «РНПК», «Башнефть-Новойл» и ПАО «Саратовский НПЗ». Бензин АИ-95 Евро-6 по сравнению с бензином АИ-95-К5 характеризуется сниженным количеством отложений на впускных клапанах нагара в камере сгорания, а также улучшенными показателями токсичности (концентрации CO, CH и NOx) отработавших газов; разработка/внедрение отечественного катализатора изодепарафинизации дизельных дистиллятов ГИП-14; разработка  новой технологии получения экологически чистых масел-пластификаторов на основе дистиллятных и остаточных экстрактов селективной очистки масел, содержащих не более 3,0% ПАУ с проведением опытно-промышленного пробег в ПАО АНК «Башнефть «Башнефть-Новойл»; реализация проекта по исследование негативного воздействия природных и техногенных примесей в товарной нефти на оборудование, катализаторы НПЗ, качество нефти и нефтепродуктов и разработка рекомендаций по снижению их негативного воздействия. Докладчик рассказал об основных задачах на 2019 год, стоящих перед институтом: разработка нового дизельного топлива с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками, внедрение защитных материалов активной фильтрации в гидрокаталитических процессах нефтепереработки, внедрение технологии реактивации промышленных катализаторов гидроочистки дизельных топлив, разработка катализаторов глубокого гидрирования вторичных газойлей и селективного раскрытия нафтеновых колец для получения специальных топлив Т-6 и горючего Нафтил при пониженном давлении, разработка исходных данных на проектирование и базового проекта на технологию получения масла TDAE, разработка технологии получения анизотропного кокса и добавки спекающей в условиях ПАО АНК «Башнефть», разработка и внедрение линейки катализаторов изодепарафинизации для получения низкозастывающих дизельных топлив, разработка технико-экономического обоснования организации производства смазочных материалов, присадок, топлив и специальных продуктов на промышленной площадке ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева».

О постановке моторных топлив на производство, порядке организации работ и особенностях оформления документов рассказал начальник отдела топлив Ершов М.А.

В своем докладе докладчик рассказал об основных Заказчиках работ по топливам: Роснефть, Газпромнефть, Татнефть, Фортеинвест, Киришинефтеоргсинтез, Казмунайгаз, Нафтан и ключевых работах отдела топлив в 2017-2018 гг.: по бензинам – постановка на производство АИ-95 Евро-6 в РНПК, Новойле, СарНПЗ, бензинов АИ-100, АИ-102 – РНПК, Новойл, бензина G-Drive 100, ГПН-ОНПЗ, бензинов ТАНЕКО, по дизельным топливам – дизельных топлив с новыми депрессорно-диспергирующими и противоизносными присадками на НПЗ Компании, ТАНЕКО, ТАИФ, КИНЕФ, Казмунайгаз, по авиационным топливам — Джет А-1 в Башнефть, ТС-1 в Газпромнефть -МНПЗ, РТ в Фортеинвест, РТ и Джет А-1 в Казмунайгаз и Петроказахстан. Отметил, что в 2018 году был разработан единый порядок для всех топлив по постановке на производство – СТО 11605031-111-2018 «Порядок организации и проведения работ по постановке на производство топлив на нефтеперерабатывающих заводах ПАО «НК «Роснефть». Ключевыми элементами СТО являются: рекомендации по выбору порядка постановки на производство топлив, формы документов (акт внесения изменения в технологию без проведения квалификационных испытаний, программа постановки на производство, справка о технологической готовности, акт выработки опытно-промышленной технологии, акт отбора, акт постановки на производство), типовые программы квалификационных испытаний). В 2017-2018 гг. в АО «ВНИИ НП» проведена работа по внедрению современной международной методики оценки склонности бензинов к образованию отложений по стандарту СЕС F-05-A-93, закуплено основное оборудование, двигатель Mercedes Benz M102, произведен его монтаж и первичные испытания с удовлетворительными результатами, а также официально закуплена методика СЕС F-05-A-93. В планах — на 2019-2020 гг. – разработка и освоение метода оценки экологических и эксплуатационных свойств дизельного топлива на современном двигателе в рамках НИР «Разработка дизельных топлив с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками» на двигателе экологического стандарта Евро-6.         Определяемые характеристики: мощность, расход топлива, содержание СО, СН, NOx, сажи в отработавших газах. В 2019 гг. планируется разработка и освоение метода оценки низкотемпературной прокачиваемости топлив на стендовой установке, моделирующей реальные условия перекачки и фильтрации топлива, который позволит определять низкотемпературную прокачиваемость дизельного топлива на реальных фильтр-элементах автомобилей и систем хранения топлива. Выступавшим были внесены предложения рассмотреть возможность создания единого порядка предварительной оценки функциональных присадок к топливам, применение которых в топливе обеспечивает выполнение требований: ТР ТС 013/2011 по  обеспечению защиты жизни и здоровья человека, имущества (техники),  охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения топлива, его безопасности и энергетической эффективности ГОСТ 32511 по в части возможности использования присадок, не причиняющих вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений. При разработке единого порядка возможно использовать опыт применения в АО «ВНИИ НП» ГОСТ Р 54567-2011 «Нефть. Требования к химическим продуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли».

Ведущий технолог управления химмотологии ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» Климович В. И. выступил с докладом по вопросам допуска продукции к применению в ВВСТ, он рассказал о правовых аспектах формирования системы допуска ГСМ к применению в технике, системе допуска, порядке проведения испытания продукций, алгоритме проведения полигонных (контрольно-летных) испытаний продукции, алгоритме проведения эксплуатации под наблюдением, инспекционном контроле за ГСМ, допущенными к применению, о локальных нормативных правовых актах в области оценки соответствия продукции, стандартизации в системе допуска ГСМ к применению в военной технике. Кромке того, им была затронута тема выявленных основных недостатков при проведении оценки соответствия продукции требованиям государственного заказчика.

С обзором тенденций качества топлива во всем мире и Европе выступила представитель международной компании SGS Кристина Биттнер. Она рассказала о тенденциях в использовании топливных добавок и присадок по всему миру, отметив при этом рост потребления улучшителей смазок и октаноповышающих добавок в странах, где сокращается сера, улучшителей свойств холодного потока (биодизель), ингибиторов коррозии, использования биоэтанола и улучшителей стабильности окисления в странах с использованием биотоплива, добавок для контроля депозитов (детергентов) и добавок для снижения трения в странах, имеющих стандарты эффективности использования топлива по CO2. Отметила, что более жесткие требования к выбросам выхлопных газов приводят к растущему использованию топливных каталитических продуктов (DPF) и растворов мочевины, а также спрос на маркировку топлива для предотвращения налоговых потерь от мошенничества с топливом. При этом отметила снижение добавок для улучшения смазывающей способности и проводимости в странах, где смешивается биодизель, добавок для октана, где этанол смешивают на нефтеперерабатывающем заводе, металлосодержащих добавок из-за ужесточения требований к окружающей среде и здоровью. Эксперт рассказала о требованиях к качеству топлива по всему миру: снижение содержания серы в результате обновления парка автомобилей и модернизации НПЗ, по её мнению – стандарты  качества топлива и системы мониторинга не позволяют производителям автомобилей внедрять новые автомобили в развивающихся странах, увеличение смешивания биодизеля в Азии, смешение этанола в транспортных средствах в Северной Америке и Южной Америке на основе цены на этанол и бензин, рост спроса на экономичные не металлосодержащие октаноповышающие добавки. Отметила рост спроса на присадки, улучшающие стойкость к окислению, благодаря смешению с биотопливом, а также высокий спрос на присадки, улучшающие смазывающую способность, из-за снижения содержания серы и выбросов. В докладебыли озвученыцели ЕС по выбросам CO2 для автомобилей на 2009-2030 годы, отмечено, что абсолютные цели по CO2 для каждого производителя будут установлены в 2021 году в зависимости от средней начальной точки WLTP (всемирно согласованная процедура испытаний легковых автомобилей, которая применяется к транспортным средствам для определения реального расхода топлива и количества выхлопных газов) и поправочного коэффициента NEDC/WLTP. Разница между средней топливной эффективностью автомобилей с бензиновым двигателем (121,6 г CO2 / км) и автомобилей с дизельным двигателем (117,9 г CO2 / км) снижается по сравнению с 2016 годом.             Средняя топливная эффективность автомобилей с бензиновым двигателем была постоянной в последние два года, тогда как топливная эффективность дизельных автомобилей ухудшилась по сравнению с 2016 годом (116,8 г CO2 / км). По бензину отмечается, что Директива по возобновляемым источникам энергии на 2020–2030 годы будет стимулировать большее число стран принять Е10. В настоящее время E10 доступен во Франции, Германии, Финляндии, Бельгии, Болгарии, Люксембурге и Нидерландах.  Снижение спроса на бензин замедлится в 2020–2030 годах из-за требований по снижению выбросов выхлопных газов и затрат на дизельные автомобили (higher price compared to gasoline cars).  Отмечены тенденции ЕС в области дизельного топлива: увеличение биодизеля, произведенного из отработанного растительного масла и сала, что будет способствовать снижению содержания биодизеля из-за двойного учета. Докладчик рассказала о требованиях к выбросам выхлопных газов (соответствие Евро 6, обсуждение Евро 7) и о Директиве по альтернативному топливу – электрификация автопарка, использование СПГ и СПГ для грузовых автомобилей и микроавтобусов в некоторых странах, например. Италия, Германия, Швеция, Испания, а также о стратегии ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 2050 год – повышение энергоэффективности в морском и авиационном секторе, возможном использовании биологического и водородного сырья для нефтеперерабатывающих предприятий.

Об актуальных проблемах применения присадок при производстве дистиллятных топлив рассказала заведующий лабораторией дизельных, отельных и судовых топлив Лобашова М.М. Она отметила, что все современное топливо производится с добавкой присадок. Это присадки различного функционального назначения, которые позволяют довести качество топлив до   требований НД, к ним относятся депрессорно-диспергирующие присадки (ПТФ), противоизносные присадки (смазывающая способность), промоторы воспламенения (цетаноповышающие присадки), антистатические присадки (уд. электропроводность) и присадки, которые придают топливу отличительные потребительские свойства (многофункциональные присадки с моющим эффектом). В АО «ВНИИ НП» накоплен огромный опыт по исследованию различных присадок, ведется реестр присадок (фирм-изготовителей), с добавкой которых дистиллятные топлива прошли процедуру постановку на производство в нашем институте. Накопленный опыт позволил разработать программу квалификационных испытаний не только самих топлив, но и присадок, использующихся при производстве топлив. В отчетах обязательно фиксируется качество исследуемых присадок. Ввиду того, что в пакете используются присадки различного функционального назначения, а чаще всего, и различных фирм, возможен антагонизм их действия. Поэтому в программу испытаний обязательно входят методы, которые позволяют определить совместимость присадок в топливе. Это СТО ВНИИ НП, разработанные на основе методов ДГМК. Кроме того, для оценки качества присадок разработан метод, позволяющий фиксировать наличие и содержание присадок в топливе. Это позволяет контролировать содержание присадок, установить на НПЗ контроль качества всех входящих присадок (не только ДДП), а также для оптимизации работы технологических установок и узлов дозирования.

С докладом на тему «Программа национальной стандартизации в нефтепереработке» выступил начальник отдела контроля качества и физических методов исследования Алаторцев Е.И. Он рассказал о нормативных документах в области стандартизации, структуре программы национальной стандартизации на 2019 год по направлению работ по пересмотру, изменению, разработке методов и технических условий на топлива, масла, нефть и др.

                  Эксперт, Shell Комаров Д.С. рассказал о некоторых аспектах реализации методов   имитированной дистилляции нефти с применением газохроматографических систем, в том числе про унифицированные технические требования на комплект оборудования для имитированной дистилляции нефти по EN 15199-3 и EN 15199-4

После завершения докладов была проведена дискуссия по представленным докладам.