Герман ЛЕППКЕ: «Коронавирус – это временное явление, есть более глубинные факторы, тормозящие развитие нефтепереработки»

Нефтепереработка –  это лакмусовая бумажка общей экономической ситуации в стране, развития других отраслей промышленности, уровня жизни людей. По мнению Германа ЛЕППКЕ, показателен тот факт, что Россия до сих пор не вышла на объемы потребления топлива времен РСФСР. Пандемия COVID­19 может отбросить отечественную нефтепереработку на несколько лет назад, но истинные проблемы отрасли намного глубже. Об этом – наш разговор с новым руководителем Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, кандидатом экономических наук Германом ЛЕППКЕ.

Герман ЛЕППКЕ
Герман ЛЕППКЕ, генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков

­Герман Николаевич, 2020 год стал шоковым для нефтяной отрасли. Цена на нефть упала до рекордных минимумов, а потребление топлива резко сократилось из-­за пандемии COVID­2019. Какие риски в этой связи возникают для российской нефтепереработки и как уже начали проявлять себя негативные тенденции?

­Российская нефтяная отрасль в 2020 году может не досчитаться минимум $18 млрд. выручки в связи со снижением цен на нефть и сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+. Такие прогнозы дают аналитики. Бюджет потеряет почти втрое больше – около $50 млрд. из­за сокращения нефтяных налогов.

Помимо ухудшения рентабельности в добыче от кризиса могут пострадать и российские НПЗ.

При базовом сценарии переработка может упасть на 10-­15%, а компании станут сокращать программы модернизации заводов. При сохранении низких цен на нефть до конца года с мая маржа переработки резко снизится, а летом может стать отрицательной (минус $3­6 за тонну). Это может привести к остановке отдельных НПЗ. Основным фактором ухудшения экономики переработки станет снижение величины таможенной субсидии и обратного акциза на нефть, формирующихся за счет разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты, а также рекордные выплаты по демпферу. Так, только за апрель нефтяники могут выплатить в бюджет 80 млрд. руб. по демпферу.

В то же время ряд экспертов не ожидают остановки НПЗ, в качестве худшего сценария называя лишь некоторое снижение переработки сырья – в среднем до 5% в мае. В целом переработка прибыльна за счет высоких крек­-спредов на мазут и дизтопливо. Оптовая продажа бензина хоть и убыточна, но эти потери перекрываются доходами от его реализации в мелком опте и рознице, поэтому компании не спешат снижать загрузку нефтезаводов.

В Минэнерго России также исключают возможность дефицита и резкого скачка цен на топливном рынке в течение года – для этого созданы необходимые налоговые и регуляторные инструменты. К тому же на руку потребителю сыграет возникшая конкуренция между АЗС.

­ Что нас ждет после завершения пандемии? Как быстро восстановится отрасль?

Карантин из-­за пандемии коронавируса оказал сильное влияние на внутренний рынок нефтепродуктов в России. В регионах со строгими мерами самоизоляции спрос на бензин упал на 40­-50% к уровню 2019 года, на дизельное топливо – примерно на 30%. Потребление авиакеросина сократилось на 50­-60%.

Конечно, не только у нас, но и в других странах сокращаются объемы нефтепереработки. В Финляндии, например, падение достигло уже 50%, и это не предел. Однако надо понимать, что ситуация с COVID­19 – это временное явление. Есть более глубинные факторы, тормозящие развитие отрасли. Нефтепереработка – это такая лакмусовая бумажка, которая показывает ситуацию в целом в стране. Чем больше люди ездят, чем больше перемещается товаров по стране, тем лучше работают остальные сегменты экономики. А Россия до сих пор не вышла на уровень потребления бензина и дизтоплива времен РСФСР, при том что частного транспорта за эти 30 лет стало намного больше. Но  разорились колхозы, закрылись промышленные предприятия, где использовался грузовой транспорт. Плюс рождаемость упала. А чем меньше граждан, тем меньше потребление. Пока мы не решим эти общие проблемы экономики, особого роста у нас не будет ни в одной отрасли, включая нефтепереработку.

­ Может ли кризис затормозить модернизацию НПЗ и НХЗ? Или изменившиеся экономические условия – это новые возможности для отечественной нефтепереработки?

­ Конечно, общемировой кризис негативно скажется на российской  нефтеперерабатывающей промышленности.

Однако следует отметить, что подписанные в 2011 году четырехсторонние соглашения между Ростехнадзором, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями многими НПЗ успешно выполнены. Эти соглашения были направлены на повышение качества моторных топлив. В настоящее время отечественные НПЗ вырабатывают автобензины и дизельное топливо только класса К­5. Причем если в Европе для перехода моторных топлив на Евро 5 потребовалось десять лет, то Россия уложилась в три года.

Кроме того, в декабре 2018 года Правительство РФ утвердило распоряжение «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей». На основании этого документа Минэнерго России подписало соглашения с десятью НПЗ, в которых отражены сроки и вводы вторичных процессов.

Учитывая ситуацию, связанную с коронавирусом и обвалом цен на мировых рынках, нефтяными компаниями могут быть внесены изменения в планы развития НПЗ.

­ В какие направления нефтехимии сократятся инвестиции в связи с кризисом, а какие, наоборот, перспективны для немедленных вложений?

­ Ассоциация в своей деятельности всегда уделяла большое внимание развитию нефтехимии. На заседаниях правления АНН рассматривались вопросы развития нефтехимии на таких предприятиях, как ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», АО «Ангарская нефтехимическая компания», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «НОВАТЭК», ООО «Газпром переработка», АО «ГК «Титан».

Причем программа развития нефтехимии проводится в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.

Желательно в настоящее время активизировать работу по строительству ВНХК. В настоящее время, в связи с возможным профицитом бензина, целесообразно было бы направить бензин на нефтехимию. Это позволит дополнительно получать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

­ Как государство сегодня должно поддержать нефтепереработку и нефтехимию? Возможны ли какие-­то льготы по налогам или другие меры поддержки?

­ Отмечу, что совокупная налоговая нагрузка на бизнес в России составляет свыше 34% (в США, например, 17,5%). При этом ВВП Российской Федерации – $2 трлн., а в США – $17 трлн.

На недавнем совещании у Президента РФ Владимира Путина обсуждались возможные меры поддержки ТЭК в нынешних реалиях. Нефтяников не будут наказывать за недостижение проектных уровней добычи в связи со сделкой ОПЕК+, возобновившейся с 1 мая. Формализованы в виде поручений временные меры по запрету на импорт топлива и снижению нормативов его биржевых продаж. Кроме того, правительству поручено до 15 июня создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин. Предполагается, что банки должны будут профинансировать бурение, а нефтекомпании получат право выкупить эти скважины в будущем. Также власти рассмотрят возможность включения в перечень системообразующих предприятий нефтесервисных компаний с годовой выручкой более 1 млрд. рублей. Вопрос о переносе уплаты акциза на толпиво с НПЗ на автозаправки также будет проработан до 15 июня, однако пока Минфин выступает категорически против этой инициативы. 

В то же время считаю, что «нефтянка» не первая отрасль, которая нуждается в поддержке. Можно поддержать какое­то конкретное предприятие на грани закрытия, но не всем подряд раздавать деньги.  А глобально – и я об этом уже говорил – надо помочь населению, чтобы у людей были средства заправить свою машину бензином. Тогда получится, что через население деньги пойдут в нефтепереработку.

­ А что вы думаете об идее создания системы хранилищ стратегического нефтяного резерва страны?

­ Это очень больной вопрос! В советское время у нас был этот резерв. В каждом муниципальном районе, даже самом захолустном, была своя нефтебаза, которая всегда была заполнена. И сейчас на территории нашей страны должно быть достаточное количество топлива, чтобы в случае каких­-либо военных действий, не дай Бог, конечно, было чем заправить танки, самолеты, автомобили в любой точке нашей необъятной России. В 90­е годы, когда все это хозяйство перешло в частные руки, а главным показателем работы предприятия стал оборот нефтепродуктов, крупные нефтяные компании приняли решение пожертвовать этими объектами, и основная часть нефтебаз была уничтожена. Я сам участвовал в данном процессе и до сих пор помню, как на душе кошки скребли. Понимал, что это преступление. То, что многие годы создавалось поколениями людей, в одночасье было разрушено. Но это уже стало нормой – любой беспредел объяснять «рыночными отношениями». Однако считаю, что такие вопросы, как обеспечение топливного резерва, должны быть в руках государства. Судя по всему, многие сегодня начали понимать эту проблему и готовиться к тому, что данную инфраструктуру придется восстанавливать. Думаю, советский опыт нам в этом очень пригодится. Еще один плюс, который мы получим, – создание новых рабочих мест в городах и селах, которые будут обслуживать эти нефтехранилища.

­ Какие задачи стоят перед нефтепереработчиками в нынешних экономических условиях? И какие шаги предпринимает АНН для их скорейшего решения?

­ Основная задача нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности РФ – это обеспечение народного хозяйства России нефтепродуктами в необходимых объемах и нужного качества. Второе – это решение вопросов импортозамещения технологий в нефтепереработке и нефтехимии. Проблемой импортозамещения Ассоциация занимается более десяти лет.

Так, в декабре 2019 года в Ассоциации прошло совещание с участием отраслевых институтов ПАО «НК «Роснефть», ООО «РН-­ЦИР», АО «ВНИИ НП» и ОАО «ВНИПИ-нефть» по импортозамещению технологических процессов. На встрече были рассмотрены пути развития каталитических процессов в области нефтепереработки, направленные на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества получаемых нефтепродуктов. Отсутствие отечественных базовых проектов по основным технологическим процессам нефтепереработки и нефтехимии не позволяют загружать отечественные машиностроительные заводы, которые имеют все возможности изготавливать необходимое оборудование для нефтепереработки и нефтехимии.

­ Герман Николаевич, вы в отрасли уже много лет,  прошли длинный профессиональный путь в «ЛУКОЙЛе». Что привело вас к должности генерального директора АНН?

­ С гордостью могу сказать, что я нефтяник в четвертом поколении.  Довелось поработать в  крупных компаниях ТЭК, таких как «Лукойл», «Транснефть», и на небольших частных предприятиях. Я прошел путь от геологии до бензоколонки, имею опыт работы в разных направлениях. Это дает мне возможность разговаривать на одном языке со всеми:  и с учеными, и с производственниками, и с проектировщиками (именно на последних лежит основная ответственность по модернизации НПЗ). Познакомился с Виктором Рябовым, который предложил мне заняться вопросами Ассоциации, и я взялся за это дело. Мы с Виктором Андреевичем единомышленники и, главное, оба очень любим Россию. Поэтому будем работать в одном ключе.

­ Вы возглавили Ассоциацию в год ее 25­летия – как бы символизируя новый этап развития. Как новый руководитель организации, какие цели ставите перед собой?

­ Во­-первых, считаю необходимым продолжить ту работу, которую Ассоциация проводила 25 лет, сохранить ее авторитет в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Во-­вторых, на заседании правления Ассоциации 29 января 2020 г. был утвержден план ее работы на 2020 г. Считаю необходимым последовательно выполнять этот план работы, который был разработан в том числе и с моим участием.

И, в-третьих, надо продолжить работу по стабилизации налоговой политики в области нефтепереработки и нефтехимии.

Надеюсь, что мой личный и профессиональный опыт послужит на благо  Ассоциации и отрасли в целом. Постараюсь приложить для этого все усилия.

Журнал «Нефть и Газ Сибири» поздравляет Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков с 25­-летием!
Желаем эффективной работы в любых условиях и новых свершений для развития отрасли!

Источник: Журнал «Нефть и газ Сибири» №2(39)2020